Коллекторы пытаются обойти антиколлекторский закон

Картинки по запросу антиколлекторский законС 1 января 2017 года вступает в действие так называемый антиколлекторский закон (230-ФЗ). Закон был принят летом 2016 года и должен защитить заемщиков, в частности строго регламентировав взаимодействие взыскателей и должников. Такая необходимость возникла в связи с громкими скандалами, когда люди оказывались пострадавшими от действий коллекторов — правда, по большей части «черных».

Как пишут “Известия”, в настоящее время Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) подготовила рекомендации для банков и микрофинансовых организаций, как скорректировать договоры кредитования и займа, чтобы обойти ограничения, содержащиеся в законе, причем совершенно легально. Главная рекомендация НАПКА — это заранее подписать с клиентами дополнительные соглашения к кредитным договорам, позволяющие коллекторам в случае просрочки общаться с ними по собственному усмотрению. Юристы отмечают, что рекомендации составлены с соблюдением всех норм закона, однако люди в итоге будут поставлены перед выбором — либо подписывать предложенные документы, либо остаться без кредита.

Газета “Известия” располагает рекомендательным письмом руководителя юридического комитета ассоциации Алены Святышевой, в котором указывается, что «ограничения, которые накладывает на права кредиторов новый закон, банки и МФО в какой-то мере могут скорректировать, внеся дополнения в договоры кредитования и займа». НАПКА подготовила рекомендации кредиторам о том, как не только соответствовать новому закону, но и минимизировать потери от него, отмечает юрист.

Что же советуют в НАПКА банкам и МФО? В первую очередь изменения касаются того, какие соглашения необходимо заключить с заемщиком и как изменить способы и частоту взаимодействия с ним для получения наибольшей выгоды стороне кредитора. Закон 230-ФЗ определяет несколько способов взаимодействия с заемщиком — личные встречи, письменные переговоры и отправка различных сообщений, причем все они жестко регламентированы по частоте и времени. Однако после заключения дополнительных письменных соглашений, в которых будут указаны способы и частота взаимодействия, выгодные стороне кредитора, многие ограничения будут нейтрализованы. 

.

Также ассоциация предлагает банкам и МФО для расширения норм закона воспользоваться еще одной возможностью — получить два дополнительных письменных согласия заемщиков: на взаимодействие с третьими лицами и передачу информации третьим лицам. В первом случае речь идет о наиболее болезненном моменте — общении коллекторов с родственниками, знакомыми и коллегами должников. По закону заемщик может как полностью отказаться от взаимодействия со взыскателями, так и запретить им общаться со своими близкими. 

Еще один нюанс, на который обращают внимание юристы НАПКА, касается момента заключения договора. Как отмечает Алена Святышева, при толковании закона существует множество пробелов — например, когда заключать дополнительные соглашения. С одной стороны, норматив позволяет подписывать подобные документы с должником, с другой — в законе не содержится само определение должника. Поэтому, делают вывод в ассоциации, получать согласие после возникновения просрочки не имеет смысла — такой человек будет всячески уклоняться от взаимодействия со взыскателями.

Сторонние юристы полагают, что на практике это будет означать одно — перед заключением кредитного договора заемщику предложат подписать дополнительные бумаги и если он откажется, то вряд ли получит деньги.

Хотя банки и коллекторы утверждают, что приятие нового законна негативно скажется на отрасли кредитования, так как лишает их многих инструментов воздействия на должников, стоит отметить, что коллекторы в какой-то степени всё же защищены законом. Так, заявление об отказе от взаимодействия должник сможет подать не ранее чем через четыре месяца после возникновения просрочки. Кроме того, клиенты банков априори являются слабой стороной договора, поскольку не обладают достаточными финансовыми и юридическими знаниями.

В складывающейся ситуации хочется порекомендовать заемщикам добросовестно относиться к своим обязанностям в рамках кредитного договора и при возникновении проблем с погашением задолженности обращаться непосредственно к кредитору для того, чтобы найти возможные решения по урегулированию задолженности. Это должно помочь избежать судебных процессов или столкновений с коллекторами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий