У банков снижается число новых клиентов

По информации объединенного кредитного бюро доля кредитов заемщикам без кредитной истории в совокупном объеме выдач по итогам 2016 года опустилась ниже 20%.

ОКБ проанализировало структуру выдач кредитов в 2016 году на основе данных 232,5 млн кредитных историй 66,5 млн граждан. В 2016 году банки выдали 26,5 млн новых розничных ссуд на сумму около 3,3 трлн руб. при этом на долю заемщиков без кредитной истории пришлось лишь 19%, в то время как годом ранее — 22%, а в 2014 году — 24%. «Снижение доли кредитов, выданных новым заемщикам, связано с истощением базы новых клиентов,— полагает зампред правления Райффайзенбанка Андрей Степаненко.— Большинство граждан, которые хотели взять кредиты, это уже сделали». По прогнозам гендиректора Frank Research Group Юрия Грибанова, количество новых кредитов в общем портфеле и дальше будет сокращаться, поскольку проникновение банковских услуг, в том числе и кредитных, приближается к своему физическому пределу.

Как отмечает газета «КоммерсантЪ» — банкиры рады новым заемщикам, и отсутствие кредитной истории уже не воспринимается ими как минус. В пресс-службе ВТБ газете «КоммерсантЪ» отметили, что отсутствие кредитной истории не является стоп-фактором в получении кредита и в большинстве случаев не трактуется как негативная информация. «У нас уровень одобрения по кредитам заемщикам без истории составляет примерно 30-35% в зависимости от продукта,— говорит Андрей Степаненко.— Если это зарплатный клиент или он пользовался счетами в банке, то 50-60%».

В условиях сокращения числа новых заемщиков банки вынуждены считаться с их предпочтениями. Самим банкам с точки зрения рисков комфортнее выдавать клиентам без истории кредитки. «Кредитная карта — оптимальный с точки зрения банка первый продукт для клиента без кредитной истории,— говорит старший вице-президент ВТБ 24 Андрей Гулецкий.— Например, если клиент оценен как высокорисковый, можно ограничивать лимит при выдаче с последующим его увеличением для тех, кто обслуживает свою задолженность в срок». Доля выдач ссуд новичкам через карты растет в кризисные периоды. Так, если в 2014 году на кредитки пришлось 42% всех выданных новичкам ссуд, то в 2015 году на фоне ухудшения экономической ситуации и платежеспособности граждан — 51%. По итогам 2016 года этот показатель снизился: на карточки пришлось менее половины (48%) выдач гражданам без историй. По мнению гендиректора ОКБ Даниэля Зеленского, в 2016 году рынок начал восстанавливаться после кризиса, что сказалось на снижении доли кредитных карт и росте доли кредитов наличными. На кредиты наличными пришлось 33% всех выдач клиентам без историй.

Такое перераспределение долей отражает и предпочтения самих заемщиков. Если брать совокупные выдачи за 2016 год, 81% которых приходится на заемщиков с историей, то в них явным лидером выглядят кредиты наличными — 45% и лишь 30% приходится на кредитки. «Кредитная карта — более сложный продукт для заемщика, который не имеет четких сроков погашения и невыгоден, если нужны наличные деньги,— говорит аналитик «Алор брокер» Кирилл Яковенко.— Те же, кто избегал кредитов и вынужден обратиться к ним впервые, выбирают продукт даже более тщательно, чем бывалые заемщики». Вероятно, добавляет Андрей Степаненко, стоит ожидать роста портфеля выдач наличных среди новых кредитов.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс

RuCreditor

Все записи автора

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top